«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через
дидактические игры».
Цель: обогащение
родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного
возраста.
Сенсорное развитие ребенка
- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,
вкусе и других.
Знакомство человека с миром
начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С
восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные
способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы
неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы
рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его
твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо
предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие –
непосредственное, чувственное познание действительности.
В дошкольном возрасте
развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей
раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах
предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о
предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных
свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче
формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и
слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Ознакомление с каждым видом
эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только
зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную
роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление
фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды
убывающей или нарастающей величины.
Развитие процессов ощущения
и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют
самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму,
цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные
эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и
игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме,
цвете, величине.
В настоящее время к услугам
взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами
и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки),
дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный
дидактический материал.
Особенно хорошо дети
усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только
созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические
игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так
и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр
является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного
возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические
игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий