Приветствие

Методическая копилка.

Конспекты занятия в первой младшей группе по развитию речи, окружающему миру и ознакомлению с художественной литературой, по программе М.А. Васильевой.


Конспект занятия по развитию речи:
Конспект занятия по развитию речи.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой.


Во что мы будем играть?
Вот пять игровых сюжетов с вариантами, которые можно использовать период адаптации для сближения детей с воспитателем и друг с другом:
ду к вам в гости с подарками":
•коробочками;
• камешками;
•фантиками;
•игрушками.
"
Загляните ко мне в окошко... "
-
я вам что-то покажу;
- я вас чем - то угощу.
Эту игру можно организовать в любое время дня. Удобен для нее полдник, если в меню предусмотрены яблоки, конфеты, печенье или что-то другое, что можно использовать для такой игры.
Игра заключается в следующем.
Вы сооружаете на столе, подобие окна, с занавесками и говорите, что сейчас откроете окошко, раздвинете занавески и будете приглашать детей заглянуть в комнату к фее: "Вот сейчас ребятки ко мне придут. Анечка заглянет ко мне в окошко, а я, ее, яблоком угощу. Машенька заглянет, я Машеньку угощу. Яблок много - всем  хватит. Приходите все ко мне за яблоками".
 
Ребенок заглядывает в окно, и вы угощаете его яблоком и желаете приятного аппетита. Тот, кто хочет, садится есть яблоко скамейку возле окна, остальные дети там, где им нравится. Покажите малышам тарелку, куда можно складывать остатки от яблок. Побуждайте детей благодарить вас за угощение.
Можно предлагать детям через окно книжки для рассматривания и таким образом устраивать импровизированный читальный зал”.
“Шли - шли, что - то нашли”:
• зонтик;
• кастрюльку;
• шарики;


• кувшинчик.
“Приходите ко мне в гости”:
• я вас буду угощать;
• будем весело играть;
• будем вместе танцевать.
“Прыгаем как зайчики...”
“Потопаем-потопаем.  Похлопаем-похлопаем
“:
Подвижная игра помогает воспитателю завоевывать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям и, прежде всего, - потребности в движении. Известно, что малыши большие непоседы, бежать им гораздо проще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позволяет детям бегать, прыгать и т.п., без ограничений. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа.
Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково обращается с ними, - снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым. И, наконец, в игре дети получают новые впечатления от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им.
Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым и отвечает их склонности к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение и от движений, и от того, что они выполняются всеми вместе. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие испытывают тоже самое. Это и создает естественную связь и общность между детьми.
В тоже время, игра прекрасно организует малышей. Но это не вынужденная организованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная «завороженность» общими действиями, которая возникает благодаря подражательности детей. Организованность достигается здесь естественно, без всякого сопротивления со стороны малышей.
Таким образом, несмотря на свою простоту, эта игра — забава оказывает на малышей широкое воспитательное влияние. 


Примерный комплекс игр на период адаптации.
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком:

• «Найди игрушку»
• «Чьи вещи?»
• “Как пройти?” “Покажем Мишке, где у нас кисти и краски?’
• “Зайчик заболел” (знакомство с кабинетом врача).
• Подвижные игры в группе (бег по дорожкам, преодоление препятствий).
Игры, направленные на формирование эмоционального контакта с взрослым:
• “ Ладушки”.
• “Иди ко мне”.
• “Возьми шарик”.
• “Хоровод с куклой”.
• “Догонялки” (с куклой, мишкой...).
• “Иди ко мне, беги ко мне”.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом:
• “Давайте познакомимся”
• “Раздувайся пузырь!”
• “Именной поезд”
• “Хоровод”, “Каравай”
• “Лови-лови”
• “Чей голосок?”
• “Успокоим куклу Нину”
• “Мы поссорились с подружкой’
• “К нам пришел Петрушка’
Игры на развитие эмоций:
• “Спящий котенок”
• “Солнышко и тучка”
• “Золотые капельки” 





КАРТОТЕКА ИГРА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
С ДЕТЬМИ 2 – 3 ЛЕТ



Игра «Покружимся»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения.

Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая его к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!

Приведенные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному и агрессивному ребенку.
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.


Игра «Доброе утро!»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения.
Ход игры.  Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        
 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)



«Игра с собачкой»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие чувства ритма, координации движений;
- взаимодействие детей.
Материалы: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.


Игра «Пускание мыльных пузырей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения.
Материалы: мыльные пузыри.
Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
—   Вот не лопнул дольше всех!
***
Посмотри! Посмотри!
Полетели пузыри!
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.

Дети ловят мыльные пузыри.


Игра «Прячем мишку»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
Материалы: игрушка - медведь
Ход игры. Воспитатель демонстрирует игрушку (медведя). Дети рассматривают, трогают мишку.
-  Наш мишка большой, пушистый, у него ушки мягкие, лапы мягкие, животик толстый, хвостик маленький. Покажите ушки, покажите животик, покажите лапы, где у мишки носик и т.д.
Педагог читает стихотворение, предлагает детям походить как мишка:
Мишка косолапый, по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке  в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ!

Воспитатель незаметно прячет игрушку так, чтобы она немного была видна. Обращает внимание:
Ой, наш мишки убежал!
Ну, куда же он пропал.
Аня, Аня поищи (имя ребёнка меняется),
С нашим мишкой попляши!

«Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда дети найдут игрушку, взрослый предлагает поплясать:
Будем с мишенькой плясать, ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Будут ножки топотать,  ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Ты мишутка не ленись, ля-ля-ля, ля-ля-ля!
С нами вместе покружись, ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Игра повторяется несколько раз.


Игра «Кто в кулачке?»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулачек.
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачек?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).



Игра «Солнечные зайчики»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие чувства ритма, координации движений.
Материалы: зеркальце.
Ход игры. С помощью маленького зеркальца воспитатель пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком
Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.



Игра «Осенние листочки»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие чувства ритма, координации движений;
- взаимодействие детей.
Материалы: игрушка Гномик, корзинка, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
- Давайте назовем, какого цвета листочки.
- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
- А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети ему собирают в корзинку  листочки.
В заключение гномик благодарит малышей.